Кто такой человек? Личность, Биосоциальная сущность человека, Структура личности.

Деятельность



ЧЕЛОВЕК   

 

  1. 1.        Биосоциальная сущность человека

Антропология – наука об антропогенезе  (возникновении человека как биологического вида Homo sapiens и формировании человеческой личности)

Социогенез – процесс становления человеческого общества

Философская антропология – междисциплинарная область знания, целью которой является постижение   сущности человека, его отличия от животных.

 

Биологические черты

Социальные черты

передаются по наследству

формируются в процессе социализации

(включения в общественные отношения) 

Сходство с животными:

  • естественные потребности
  • бессознательное в психике (то, что не поддаётся волевому контролю): инстинкты, рефлексы, интуиция, сны и галлюцинации, влечения (неосознанные потребности), аффективно-импульсивные поступки, подражание)
  • невербальное (несимволическое) общение
  • присваивающий характер деятельности

Особые биологические черты:

  • способен к прямохождению
  • хорошо развитый головной мозг
  • особо устроенная кисть руки
  • обладает сознанием - способностью к поддающемуся контролю отражению окружающего мира в психике человека.  Наиболее ярко проявляется в абстрактном мышлении.
  • выделяет себя из окружающего мира (самосознание;  Я-концепция)
  • имеет мировоззрение (целостное представление о мире).
  • способен действовать целенаправленно и планомерно (воля - способность к выбору и достижению цели)
  • умеет производить орудия труда
  • преобразовательный характер деятельности
  • способен к творчеству (т.е. созданию нового, ранее не существовавшему)
  • обладает речью (вербальное, словесно-знаковое, символическое  общение)
  • регулирует поведение социальными н ормами
 

 

  1. 2.        Личность

Индивид – единичное человеческое существо,  представитель рода Homo sapiens

Индивидуальность – совокупность физических  и психических черт, определяющих своеобразие отдельного человека.

 

Личность – человеческий индивид как продукт общественного развития

Личностные черты – социально значимые

Вне общества личностные черты не формируются:

  • феномен Маугли (формирование вне общества),
  • феномен госпитализма (формирование в условиях ограниченности общения)
  • слепоглухонемые от рождения дети (неспособность взаимодействия с окружающим миром)

2.1. Структура личности

  • биологические свойства, связанные с полом, возрастом, темпераментом (типом высшей нервной деятельности)
  • психологические свойства

Характер – отличительные поведенческие особенности человека, которые проявляются во всей его деятельности и в отношении к окружающей

действительности; имеет биосоциальную сущность

  • социальный опыт: привычки, умения и навыки; убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы.

Психоаналитическая концепция личности (З.Фрейд)

ИД (оно)

ЭГО (я)

Супер-ЭГО (система социальных ценностей)

биологическое, инстинктивное

даёт возможность удовлетворить инстинктивные желания в рамках социальных ограничений

социальное

бессознательное, иррациональное

сознательное

стремится к получению удовольствия

стремится к достижению идеала

2.2. Периодизация развития личности

  • по типу ведущей деятельности (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев)

усвоение способов и норм отношений между людьми

0-1    год

непосредственное эмоциональное общение

3-7 лет

ролевая игра

11-14 лет

интимно-личностное общение

усвоение способов оперирования предметами

1-3 года

предметно-манипулятивная деятельность

7-10 лет

учение

14-17 лет

учебно-профессиональная деятельность

  • по стадиям формирования внутреннего мира личности

оживление

способность к общению и восприятию

одушевление (1-6 лет)

зарождение самостоятельности

персонализация

(7-18 лет)

формирование

Я-концепции

индивидуализация

(18-40 лет)

саморазвитие личности

универсализация

(40 и более лет)

сформированная личность

  • по кризисам возрастного развития

0-1    год

базовое доверие 

1-3 года

автономия 

3-7 лет

инициативность

7-10 лет

компетентность

11-17 лет

идентификация

18-25 лет

поиск близости

25-45 лет

коллективизм

45-65 лет

удовлетворение

  • по динамике целей и намерений

до 15 лет

отсутствие самостоятельных целей

15-25 лет

осознание своих потребностей

25-45 лет

реализация намеченных целей

45-65 лет

переосмысление целей

65 и более лет

осмысление жизни

 

  1. 3.        Деятельность

 Активность – свойство живых существ, проявляющееся во взаимодействии с окружающей средой; бывает внешняя (двигательная) и внутренняя (психическая).

 Деятельность – форма активного взаимодействия личности или социальной общности с окружающим миром, проявляется в целесообразном изменении и преобразовании мира; в деятельности   проявляются  и формируются качества личности

 

3.1. Структура деятельности:

  • Субъект (тот, кто осуществляет деятельность):  человек, социальная группа
  • Объект (на что направлена деятельность): материалы, предметы, области жизни
  • Средство (с помощью чего осуществляется деятельность): орудия труда, умения и навыки.
  • Цель (осознанный образ, на достижение которого направлена деятельность)
  • Результат

Проблемы:

  • выбор достижимой цели
  • соответствие средств поставленной цели                      
  • соответствие достигнутого результата поставленной цели                                           

3.2.   Мотивы деятельности

Потребность –переживаемая нужда в том, что требуется для поддержания и развития организма и личности, предпосылка деятельности

-   биологические

-   социальные

-   идеальные (духовные)

Иерархия (пирамида) потребностей А.Маслоу:

физиологические – экзистенциальные – социальные – престижные – духовные

-        разумные, истинные (то, что необходимо и соответствует  потребностям окружающих)

-        неразумные, ложные

  • Бессознательные мотивы: инстинктивное влечение, стереотипы автоматизированных действий.
  • Желания – осознанные потребности
  • Интересы – условия общественного развития, которые предоставляют наибольшие блага (индивидуальные, групповые, общественные)
  • Идеалы – высшая цель стремлений, представление о совершенстве
  • Убеждения, принципы – устойчивые  взгляды на мир, представление о ценностях; их система - мировоззрение

 

Направленность личности – ценностная ориентация личности, влияющая на поведение человека через выбор мотивов и способов их реализации.

  • альтруистическая (на взаимодействие с людьми) 
  • эгоцентрическая (на личные интересы)
  • деловая (на результат деятельности) 

Социальная установка – обусловленная прошлым опытом общая ориентация, предрасположенность к определённым действиям в отношении объекта. Её компоненты: 

  • § когнитивный (познавательный): мнения и утверждения об объекте
  • § аффективный (эмоциональный): переживания,  связанные с объектом
  • § поведенческий: готовность к определённым действиям в отношении объекта 

 

Фрустрация - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей

 

3.3.   Предпосылки успешной деятельности

Способности —  индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Структура:

-   биологические  особенности

-   особенности психических процессов 

-   уровень подготовленности и опыт

-   социально обусловленные качества

Стадии развития:

-   задатки (врожденные психофизиологические особенности)

-   одаренность (проявившиеся в деятельности способности)

-   талант (результат опыта работы)

-   гениальность (способность создавать уникальный продукт деятельности)

Уровень:

- репродуктивный (воспроизводящий)

- реконструктивный (комбинирующий)

- творческий

 

3.4.   Творчество (креативность) в деятельности – способность создавать нечто новое, ранее не существовавшее

  • субъективно новое – новое для данного субъекта
  • объективно новое – новое для всего общества

Включает черты сознательного и бессознательного

 

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи

Интуиция - непосредственное постижение истины без логического обоснования

Инсайт – внезапное понимание сути явления

3.5.   Социальное действие – деятельность, направленное на достижение социально значимой цели,  объектом которого являются социальные субъекты,  а результат имеет социальное значение

поступок – единичное действие;   поведение – совокупность поступков

Иррациональное – аффективно-импульсивное действие, в котором субъект не отдаёт отчёта о цели, средствах деятельности

Рациональное – осознаются структурные элементы действия

Безответственное – при котором субъект преследует личные интересы и не учитывает интересов окружающих

Ответственное – субъект осознаёт и принимает последствия действий

 

3.6. Практическая и духовная деятельность

Практическая – преобразование материального мира,

«вещества природы»

Духовная – изменение сознания людей,

«обработка людей людьми»

Материально-производственная - преобразование природы

Социально-преобразовательная - преобразование общества

Познавательная - получение знаний об окружающем мире (наука, искусство)

Ценностно-ориентировочная - формирование отношения к окружающим явлениям (мораль, религия)

Прогностическая - планирование и предвидение результатов

продуктом является вещь, предмет (материальный объект)

продуктом является идея, воплощённая в вещную форму (опредмеченная), выраженная через символическо-знаковую систему

удовлетворяет материальные потребности

удовлетворяет духовные потребности

в процессе потребления весь продукт используется

в процессе потребления  продукт распредмечивается и потребляется сама идея, воплощённая в нём

в процессе потребления   продукт  теряет ценность

в процессе потребления  продукт  не теряет ценности, наоборот, ценность его возрастает

потреблённый продукт конечен, его необходимо возобновлять

потребленный продукт духовной деятельности навсегда  становится принадлежностью духовного мира человека.

 

3.7.   Виды деятельности

  • § Общение – вид и условие деятельности, предполагает обязательное наличие партнёра.
  • § Познание – вид деятельности, направленный на приобретение знаний. Выделяется научное познание (приобретение объективно нового знания) и учёба (приобретение субъективно нового знания).
    • Игра – вид деятельности, имеющей характерные черты:

-       условное моделирование реальной деятельности

-       воображаемая обстановка

  • Труд – вид деятельности, направленный  на достижение практически полезного результата.

 

3.8.    Свобода и необходимость в деятельности человека.

Необходимость – объективно существующие в природе  и обществе закономерности, которые ограничивают возможности выбора.

Предопределение –  высшие законы, предписывающие судьбу мира и человека (провиденциализм – религиозное мышление, вера в Божью волю; фатализм – вера в судьбу)

Свобода – возможность самостоятельного сознательного выбора целей деятельности, путей и средств достижения.

«Свобода есть познанная необходимость» Г.Гегель

Абсолютная (неограниченная) свобода – невозможна («Буриданов осёл»);

Относительная свобода – свобода в пределах объективно существующих в природе и обществе закономерностей, которые ограничивают возможности выбора; проявляется в ответственном (осознающем последствия) поведении

В обществе свободу личности ограничивает необходимость соблюдения прав и свобод других людей и общественных интересов.

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.): ограничения прав личности могут быть обусловлены  признанием прав других людей, требованиями морали, общественного порядка и общего благосостояния.

 

 



Обновлен 04 мар 2015. Создан 17 дек 2014



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником

  ПАРАЗИТЫ у ребенка? Записывай: добавить 20 капель Бактефор на 100-150 мл воды...

  Читать далее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 У тебя папилломы и родинки? Рассказывает главный онколог России - в любой момент папиллома может стать...

  Читать далее

 

 

 

 

 

 

 

  Гипертония это - тихий убийца. Пью 1-2 пакета в день и уже около месяца ни разу не вызывал скорую.

  Читать далее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Вечная молодость Софии Ротару или как за 2 недели помолодеть на 30 лет

  Читать далее


Внимание! Представленные материалы, являются информацией общего характера
и не могут заменить квалифицированной консультации врача специалиста.



Яндекс.Метрика



Сайт по лечению перекисью водорода и содой 

http://perekis-i-soda.ru/category/professor-neumyvakin